Концепция фестиваля 2022

IV фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» пройдет в Иванове в октябре 2022 года. Куратором проекта станет Антонио Джеуза – один из ведущих кураторов в сфере современного искусства, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту.

Тема фестиваля – «HOMO FABER: UPRGADED», станет одновременно данью уважения и современной редакцией наследия авангарда и конструктивизма.

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» в 2022-23 годах уходит своими корнями в настоящее время, не забывая о наследии конструктивистов (и авангарда в целом). Из прошлого он берет идею планирования и строительства для лучшей и более функциональной жизни. Из многих ролей, которые художник играет в современном обществе, фестиваль фокусируется на художнике как homo faber (человек, который делает, строит, конструирует). От слова «конструктивизм» фестиваль берет идею «конструкции» и концептуализирует ее через искусство. И вопрос, который предлагает концепция «homo faber» участникам и зрителям фестиваля – «Как построить единство с миром?».

Фестиваль сохранит основные направления (актуальное искусство, фотография, театр, хореография, музыка, просветительская программа, фестиваль интеллектуальной литературы) и охватит все арт-площадки города. Важным новшеством фестиваля станут кампусы для кураторов и арт-менеджеров, а также молодых композиторов.

Из кураторской концепции:

 

«Главной миссией конструктивизма было рационализировать повседневную жизнь и проектировать здания, которые позволили бы людям вести продуктивную и общественно полезную жизнь. Авангард избавился от ненужного в пользу необходимого, чтобы показать новому человеку путь, по которому мир должен двигаться вперед. Несомненно, конструктивизм и в целом авангард были движениями, спроецированными в будущее.

Примерно столетие спустя, кажется, что искусство больше не видит в будущем источник вдохновения. На самом деле, новые технологии воплотили в жизнь многие футуристические мечты наших предшественников. В определенной степени можно сказать, что сейчас мы живем во времена, о которых мечтали авангардисты и конструктивисты. Для современных художников настоящее и то, что искусство может сделать для лучшего понимания нашего мира, имеет большую привлекательность, чем то, что может стать реальным в будущем.

Какое искусство мы получаем, когда художник становится инженером, архитектором, организатором, техником и строителем? То есть роль, которая стоит на противоположной стороне художника/шамана, открывающего портал в мир, в котором подсознание сливается со сверхъестественным. Практичность, функциональность, существенность — ключевые слова во всех проектах, которые представляет IV фестиваль. В двух словах, программу фестиваля можно рассматривать как попытку показать, что такое «новая рациональность» сегодня».

Антонио Джеуза – доктор философии, защитивший диссертацию по медиа-арту в Лондонском университете, а также дипломированный специалист по филологии (Университет Бари, Италия) и в области медиа-арт (Лондонский университет, Великобритания). Заведующий сектором кураторских проектов отдела стратегии регионального развития ГМИИ им. Пушкина, независимый куратор, лектор, преподаватель, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту. Лауреат премий «Инновация» и «The Art Newspaper Russia».

Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» проходит с 2018 года и стал одним из ярких региональных культурных проектов последних лет. Зрителями мероприятий фестиваля стали более 50 000 человек, фестиваль вошел в 100 лучших проектов, реализованных при поддержке Фонда президентских грантов.