География авангарда

«Извините, а что это?» Пытаемся объяснить мифологию и морфологию арт-проекта Дмитрия Каварги на ивановском вокзале, работа которого продлена до 16 декабря.

Дмитрий Каварга: «Мои „Биоморфные вещества“ взрастают там и тут, в лесах, городах и парках. Словно мицелий гигантской футуристической грибницы, большая часть которой скрыта от глаз, они проламывают почву своими мускулистыми торсами. Концентрируя в себе дух конкретного места, устремляются прочь от навязчивого дизайна рассудочности, мыслительного упорядочивания и охранительства идей.
„Обитаемое вещество“ зародившееся в сердце Николо-Ленивецкого парка, колосящееся подле музея академика Павлова в Колтушах „Павловское вещество“, „Каваргианское“, „Транспортное“, „Норильское“, „Полиэфирное“. Их уже множество, увенчанное двадцатиметровой башней „Каварга-скит“, возвышающейся над вепским глухолесьем в окружении своих спор-ковчегов для местных птиц.
И вот „Ивановское вещество“.
Белая биоморфная субстанция вот-вот и почти обращается во что-то смутно узнаваемое, однако в последний миг перед окончательной идентификацией вновь оборачивается абстрактным ничем. Сродни природной стихийности аномального живородящего субстрата, она неуправляема и стремится заполнить собой всё пространство. Лишь жёсткость стальной линейности и разумная осознанность замысловатых конструкций способна ей противостоять. Этот драматичный конфликт двух разнонаправленных энергий вплавляет особую структуру реальности в нечто целостное, удивительным образом и в самом чистом виде воплотившееся в Ивановских заводах. Словно то воображаемое, что непрестанно ткётся нашим сознанием из индустриальной истории и настоящего города Иваново, материализуется здесь и сейчас в его символической сердцевине. Станки и нити, жёсткое и мягкое, рациональное и хаотическое, консервативное и свободное, ограничивающее и бесконечное, динамичное и затихающее….»

Дмитрий Каварга
Биоморфный радикал.
Начиная свой путь в искусстве в среде московских нонконформистов, обрел узнаваемый стиль в биоморфных скульптурах и интерактивных инсталляциях.
Большой цикл работ основан на синтезе искусства и технологий. созданных в сотрудничестве с учёными, программистами и инженерами. Это интерактивные кинетические sci-art объекты, участвующие в международных выставках и фестивалях современного технологического искусства, таких как Lexsus Hybrid Art, Ars Electronica, FILE Electronic Language International Festival, Киберфест и др.
В настоящее время работает с широким спектром полимеров, служащих, как материалом масштабных ландшафтных скульптур, так и миниатюрных детализированных композиций.

Прядильщицы Меланжа в объективе легендарных фотографов

В рамках проекта «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени» продолжаем собирать артефакты из жизни людей, работавших на ивановских фабриках.  ВНа портале pastvu.com мы обнаружили старые фото работниц Меланжевого комбината, авторы которых — легендарные советские фотографы Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский (старший).

Их творческий и семейный союз продолжался почти сорок лет и подарил нам множество известных на весь мир фотоснимков. В 60-е и 70-е годы XX века их фотографии попадали на обложки советских журналов и публиковались в зарубежной прессе. Дмитрий и Нина приняли участие в 100 советских и международных выставках. Многие их снимки стали известны сами по себе как часть уникального наследия ушедшей эпохи. 

Как позднее писал о своих родителях Дмитрий Воздвиженский-младший: «Они не замечали ничего другого и видели только то, что отвечало их внутреннему восторженному состоянию души. Художники вообще очень часто не замечают то, чего не хотят видеть.Именно в таком, светлом и восторженном состоянии души, сделаны портреты ивановских ткачих. Этим снимкам авторы смогли придать характерный для их работ оптимизм и ощущение счастья. Модератор творческого союза Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского (старшего) Павел Павлов с радостью отозвался на наш проект, прислал несколько замечательных фото и отметил компоновку кадра в «ивановских» работах мастеров:«Кадр компоновался по правилам. Это особенно хорошо видно на контрольках, где мастера несколько раз печатали кадр и потом при помощи карандаша кадрировали его, и лишь затем выдавали в свет». 

Арт-проект — часть проекта «Память и время», который реализуется при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.  

Авторы фотографий Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский (старший).Фотоархив Павла Павлова https://pastvu.com/u/argopavel . Разрешено к публикации исключительно на ресурсах Первой Фабрики Авангарда.

В подготовке материала принимал участие Максим Семин

Конструктивизм в цвете

Раскрасили несколько фотоснимков Иванова 1930-х годов с помощью сервиса DeOldify

О ЦЕННОСТИ ДОМОВ-КОММУН

Новый выпуск подкаста «Тоже Россия»! Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда и старший научный сотрудник Музея Москвы, рассказывает о забытой истории Автономной индустриальной колонии на Кузбассе. 

В 1920-е сюда приезжают несколько сотен иностранных коммунистов: они мечтают построить город будущего, живут в домах-колбасах, спроектированных голландских архитектором, открывают английскую школу, строят передовую ферму и запускают первые в регионе рейсовые автобусы под названием KUZ-BUS. Сегодня от коммуны остались лишь несколько домов — и точно так же, как местным жителям в 1920-е было тяжело ужиться с идеалистами из-за океана, сегодня в их постройках и в их поисках «нового быта» не видят ценности. Россия — страна нерасказанных историй, вот лишь одна из них, не переключайтесь на другую волну. 

Apple: https://apple.co/38QvlOu 
Яндекс: https://music.yandex.ru/album/8941900/track/60980610
SoundCloud: https://soundcloud.com/polka-academy/tozhe-ep-6

 

Архитектура Каунаса 1918–1940

По следам выставки  «Знаки времени и знаки городов: архитектура Каунаса 1918–1940»

Фильм об архитектуре Каунаса:

Мнения:

Мария Миловзорова, куратор мастерской современного искусства «6 Этаж»:  фотопроект знакомит зрителей с произведениями авангардной архитектуры литовского Каунаса, относящимися к периоду культурного подъема. Литовская школа фотографии в настоящее время — одна из самых динамично развивающихся школ Европы, и замечательно что у ивановцев есть возможность познакомиться с ее ведущими представителями.

Атташе по культуре Литвы в Москве Инга Видугирите: Прекрасно, что у Иванова и Каунаса есть общий архитектурный язык. Иваново – это город, в котором сохранилось историческое наследие архитектуры 1920-1930х годов. Конструктивизм не является общим доминирующим стилем в Литве, но в 30-е годы он получил бурное развитие в Каунасе, во многом благодаря статусу «временной столицы».

Михаил Тимофеев, философ-урбанист, Иваново: параллели в архитектуре Каунаса и Иванова связаны с параллелями историческими — в 20-е годы Иваново-Вознесенск стал столицей огромной промышленной области, по праву претендовавшей на статус столицы РСФСР. Стоит отметить также, что в архитектуре Каунаса отражены начала интернационального стиля в архитектуре. Параллели интернационального стиля с архитектурой конструктивизма — интересный предмет для размышлений.

Александр Тихомиров, историк-краевед, Иваново: многие из представленных на выставке архитекторов — мастера высочайшего европейского уровня, работавшие в столицах Европы. А до революции некоторые успели поработать и в России — например, Михаил Александрович Сонгайло — один из творцов национального стиля в Каунасе, является автором проекта знаменитого египетского дома в Петербурге.

Орнамент как агитация

Агитационные ткани — это часть Великих утопий начала правления Советской власти.
Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по мощи художественного и
философского начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного
периода. В отличие от робкой эфемерной идеи управления производством, заданный
рисунок ткани, имея продуманную, завуалировано обличенную в художественно-
привлекательный образ, агрессивную, навязанную на длительный срок функцию
пропаганды коммунистической идеологии достигал своей цели. Через утилитарный
массовый предмет гораздо масштабней и основательней, на уровне сознания и
подсознания, на десятилетия была запущена мощная машина пропаганды, помноженная
на потенциал национализированной промышленности.
Агитационные ткани нашей коллекции можно разделить по тематическому
принципу. Одними из самых ранних являются рисунки с новой государственной
символикой. В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства и
промышленности в Париже ситец «Серп и молот» фабрики Большая Иваново-
Вознесенская мануфактура был награжден Золотой медалью. В композиции орнамента
автор использовал символы советской России – пятиконечную звезду, серп, молот и
пшеничные колосья. В 1924- 1925 годах Сергей Петрович Бурылин создал серию тканей,
выполненных под девизом «Серп и молот», положив основу нового направления в
тематическом рисунке. Художник Бурылин С. П. был избран флагманом иваново-
вознесенского агитационного текстиля. Его рисунки тиражировались на ситцах, сатинах,
крепах многих фабрик России. В 1928 – 1929 годах на иваново-вознесенских тканях
утверждается производственная тематика. В текстильный рисунок приходят в
значительной степени обобщённые, либо очень условные индустриальные и
сельскохозяйственные мотивы (силуэты фабрик, шестерёнки, детали механизмов,
паровозы, лампочки, подъёмные краны, станки, трактора, снопы, фигуры рабочих, жниц и
другие). Гармония вращающихся механизмов предстает на рисунках ивановских тканей в
динамике во многих комбинациях. На их фоне более статичными воспринимаются ткани
«Стройка», «Фабрики» и пр. На шерстянке «Фабричный гудок» перед нами мастерски
развернутая панорама утреннего города, скомпонованная в целостный текстильный
орнамент. Художник использует предельно обобщенные и лаконичные силуэты, а
динамику происходящего подчеркивает сама структура крученой ткани.
Сельскохозяйственные мотивы представлена в рисунках «Новая деревня»,
«Сеялки» и другие. Символом социалистической деревни становится трактор. Его мы
видим и на орнаментах В.Маслова, С. Бурылина, П.Леонова, К.П. Соколова, О.В.
Богословской и многих других художников.
*** представленные материалы принадлежат к фондам Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина или ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина, использование возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по разрешению хранителя фонда.

Андрей Сафонов.  Вынесем фото на улицы и площади городов и колхозов

Под таким заголовком в журнале «Пролетарское фото» (№1, 1932) вышла статья, имеющая отношение к истории нашего города.
В Иваново-Вознесенске состоялась первая в СССР художественная фотовыставка массового пропагандного характера, устроенная на улицах и площадях под открытым небом.
История этого события такова: в конце 1930 г. по инициативе редакции журнала «Советское фото» иваново-вознесенские фоторепортеры выступили застрельщиками организации большой художественной фотовыставки в Иванове-Вознесенске на тему о выполнении пятилетки. Тогда же редакция областной газеты «Рабочий край» взяла на себя шефство над устройством этой выставки.
Первоначально было намечено развернуть фотовыставку в самом большом помещении, оформить ее в декоративных конструкциях, издать специальный каталог, торжественно открыть с докладом о пятилетке. Однако шеф этого дела, редактор «Рабкрая» т. Касперский, неожиданно предложил открыть выставку в XIV годовщину Октября… на улицах и площадях города. Читать статью полностью

Михаил Тимофеев. Потаённый конструктивизм Иваново-Вознесенска

Слабо разбирающиеся в истории и географии туристы, прибывая в советское время по маршруту «Золотое кольцо» в Иваново, вполне могли быть обескуражены отсутствием в нём древних храмов, крепостных стен или торговых рядов на главной площади. Вместо кремля на берегах Уводи и Талки стояли фабричные корпуса. Однако и без торговых рядов ивановцам есть чем гордиться и есть что показать гостям города…. Читать статью полностью

Конструктивизм в действии

Работы фотографа Артёма Коростелева (использованные, в том числе, при оформлении настоящего сайта) — часть проекта «Конструктивизм в действии», реализованного мастерской современного искусства 6 Этаж