География авангарда

Орнамент как агитация

Агитационные ткани — это часть Великих утопий начала правления Советской власти.
Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по мощи художественного и
философского начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного
периода. В отличие от робкой эфемерной идеи управления производством, заданный
рисунок ткани, имея продуманную, завуалировано обличенную в художественно-
привлекательный образ, агрессивную, навязанную на длительный срок функцию
пропаганды коммунистической идеологии достигал своей цели. Через утилитарный
массовый предмет гораздо масштабней и основательней, на уровне сознания и
подсознания, на десятилетия была запущена мощная машина пропаганды, помноженная
на потенциал национализированной промышленности.
Агитационные ткани нашей коллекции можно разделить по тематическому
принципу. Одними из самых ранних являются рисунки с новой государственной
символикой. В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства и
промышленности в Париже ситец «Серп и молот» фабрики Большая Иваново-
Вознесенская мануфактура был награжден Золотой медалью. В композиции орнамента
автор использовал символы советской России – пятиконечную звезду, серп, молот и
пшеничные колосья. В 1924- 1925 годах Сергей Петрович Бурылин создал серию тканей,
выполненных под девизом «Серп и молот», положив основу нового направления в
тематическом рисунке. Художник Бурылин С. П. был избран флагманом иваново-
вознесенского агитационного текстиля. Его рисунки тиражировались на ситцах, сатинах,
крепах многих фабрик России. В 1928 – 1929 годах на иваново-вознесенских тканях
утверждается производственная тематика. В текстильный рисунок приходят в
значительной степени обобщённые, либо очень условные индустриальные и
сельскохозяйственные мотивы (силуэты фабрик, шестерёнки, детали механизмов,
паровозы, лампочки, подъёмные краны, станки, трактора, снопы, фигуры рабочих, жниц и
другие). Гармония вращающихся механизмов предстает на рисунках ивановских тканей в
динамике во многих комбинациях. На их фоне более статичными воспринимаются ткани
«Стройка», «Фабрики» и пр. На шерстянке «Фабричный гудок» перед нами мастерски
развернутая панорама утреннего города, скомпонованная в целостный текстильный
орнамент. Художник использует предельно обобщенные и лаконичные силуэты, а
динамику происходящего подчеркивает сама структура крученой ткани.
Сельскохозяйственные мотивы представлена в рисунках «Новая деревня»,
«Сеялки» и другие. Символом социалистической деревни становится трактор. Его мы
видим и на орнаментах В.Маслова, С. Бурылина, П.Леонова, К.П. Соколова, О.В.
Богословской и многих других художников.
*** представленные материалы принадлежат к фондам Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина или ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина, использование возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по разрешению хранителя фонда.

Андрей Сафонов.  Вынесем фото на улицы и площади городов и колхозов

Под таким заголовком в журнале «Пролетарское фото» (№1, 1932) вышла статья, имеющая отношение к истории нашего города.
В Иваново-Вознесенске состоялась первая в СССР художественная фотовыставка массового пропагандного характера, устроенная на улицах и площадях под открытым небом.
История этого события такова: в конце 1930 г. по инициативе редакции журнала «Советское фото» иваново-вознесенские фоторепортеры выступили застрельщиками организации большой художественной фотовыставки в Иванове-Вознесенске на тему о выполнении пятилетки. Тогда же редакция областной газеты «Рабочий край» взяла на себя шефство над устройством этой выставки.
Первоначально было намечено развернуть фотовыставку в самом большом помещении, оформить ее в декоративных конструкциях, издать специальный каталог, торжественно открыть с докладом о пятилетке. Однако шеф этого дела, редактор «Рабкрая» т. Касперский, неожиданно предложил открыть выставку в XIV годовщину Октября… на улицах и площадях города. Читать статью полностью

Михаил Тимофеев. Потаённый конструктивизм Иваново-Вознесенска

Слабо разбирающиеся в истории и географии туристы, прибывая в советское время по маршруту «Золотое кольцо» в Иваново, вполне могли быть обескуражены отсутствием в нём древних храмов, крепостных стен или торговых рядов на главной площади. Вместо кремля на берегах Уводи и Талки стояли фабричные корпуса. Однако и без торговых рядов ивановцам есть чем гордиться и есть что показать гостям города…. Читать статью полностью

Конструктивизм в действии

Работы фотографа Артёма Коростелева (использованные, в том числе, при оформлении настоящего сайта) — часть проекта «Конструктивизм в действии», реализованного мастерской современного искусства 6 Этаж