Новейшее искусство

Несмотря на все терминологические противоречия и разночтения, понятие «новейшее» в отношении к искусству, в первую очередь, подразумевает, как удачно выразился один из его создателей:

«…происходящее здесь-и-теперь, в смысле, самое наиновейшее, в смысле, изобретаемое сейчас и здесь, и представляющее собой что-то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты, хотя пускай и даже хорошо…» (Мирослав Немиров)

То есть, в рамках направления мы бы хотели представить современные художественные практики, которые познакомят зрителей с наиболее актуальными, радикальными, инновационными экспериментами в сфере изобразительного искусства. Эти эксперименты, конечно, могут подразумевать творческий диалог с сложившимися в истории искусства традиционными видами (живопись, графика, скульптура – от классики до модерна), но, в первую очередь, должны отражать художественные идеи постмодерного искусства, также часто отождествляемого с «Contemporary Art», в практике которого, по мнению большинства критиков современного художественного процесса, начиная с 1960-1970-х годов, заметна устойчивая тенденция развития концептуального искусства и использование абсолютно новых форм, таких как перформанс, хеппенинг и т.д.

За истекшие 50 лет непрерывного формообразования «новейшего искусства» оно расширило рамки своего языка и используемых технологий до вовлечения сфер медиа, рекламы, комиксов, цифровых способов создания изображений и образов, художественных стратегий граффити; включило в диапазон актуальных художественных практик искусство действия (акционизм, интервенционизм) и т.д.

Довольно упорядоченную, или хотя бы выявленную, историю «новейшего искусства» в мировом контексте можно представить как движение от поиска новых выразительных возможностей в рамках сложившихся в «Modern Art» художественных концепций (экспрессионизма, абстракционизма, минимализма, в какой-то степени поп-арта и др.) через обогащение их возможностями современных технологий и появления на этой почве новых направлений искусства (оп-арт, кинетические инсталляции, видео-арт, компьютерное искусство, голография, робототехнические, электронные, фрактальные искусства и т.д.), освоения средствами искусства пространств и объектов, далеко выходящих за пределы традиционных форм художественной деятельности (боди-арт, лэнд-арт, городское искусство, перформанс и др.) – к современному смещению интереса радикально мыслящих художников к различным формам цифрового искусства, интернет-арту, новому медиа-арту и иным виртуальным формам, включая «пост-интернет». Если применять термин «авангардное» к новейшему искусству, то его «авангард» – это совокупность форм, активно использующих новые технологии и новый язык, непрерывно развивавшийся на протяжении последней трети XX и в начале XXI вв.

В то же время, нельзя не принимать во внимание, что параллельно этим процессам, в качестве авангардных концепций, художниками периодически предлагались различные варианты возвращения к художественным идеям модерна и классики или фигуративного искусства, как такового (от нео-экспрессионизма, и трансавангарда – до гиперреализма, максимализма и «классического реализма»). Но при этом, нужно понимать, что в каждом из этих случаев речь шла и идет, как о новом концептуальном наполнении, так и о переработке художественного языка источника вдохновения.

Пространство современного российского искусства не столь упорядочено и осмыслено, но мы также, иногда интуитивно, иногда на твердых теоретических основаниях, разделяем искусство на «контемпорарное» и существующее в каких-то иных контекстах. И «контемпорарное», так или иначе, решает задачи, продиктованные теми общемировыми векторами развития, которые были обозначены выше.

Итак, мы ждем от авторов-участников фестиваля заявок, в которых было бы проявлено соотнесение своего творчества с теми или иными авангардными тенденциями «Contemporary Art», которые сложились в современной художественной практике.

Идеология нашего фестиваля также подразумевает, что, наряду с этим, мы будем уделять внимание и творческому преломлению или переосмыслению традиций русского художественного авангарда 1920-1930-х гг.

В рамках работы Фестиваля будет сформировано несколько выставок по итогам отбора заявок. Для участия в проекте автор может предложить от 1 до 5 работ.

Куратор направления – Мария Миловзорова, заведующий кафедрой истории и культурологии ИГХТУ, куратор мастерской современного искусства «6 Этаж»

*в иконке направления использована анимация Даниила Кобелькова